Учимся подчеркивать правильно и больше не путаемся - Началка.Онлайн

Подлежащее и сказуемое. Учимся подчеркивать правильно и больше не путаемся.Многие из вас со школы помнят, что такое главные члены предложения. Мы их подчёркивали одной или двумя чертами.Но вот как запомнить, что подлежащее – это одна черта, а сказуемое – это две?

Давайте разберёмся. Запишем предложение:

Петя читает книгу.

Задаём первый вопрос:

«Кто?» – Петя.Сколько слов в вопросе?Одно («кто?») – значит и черта будет Одна.

Задаём второй вопрос:

Петя «что делает?» – читаетСколько слов в вопросе «что делает?» 2 слова, а значит и черты будет тоже две!

Расскажите об этой помогалочке своему ребёнку, и больше он путаться не будет! Надеюсь, эта заметка была для вас полезной.

Подлежащее

Синтаксический разбор следует начинать с определения грамматической основы, то есть подлежащего и сказуемого. В этой статье мы поговорим о подлежащем.

Что такое подлежащее

Подлежащим именуется главный член предложения, который называет то, о чем говорится в предложении. Очень часто в русском языке это субъект действия, названного сказуемым. Но не всегда.

Подлежащее может быть выражено не только именной частью речи, поэтому неправильно говорить, что подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

Предложение не всегда повествует о действиях. Оно может сообщать о том, что что-то является чем-то (Москва – столица России) или обладает какими – то особенностями (Как красив лес в золотом уборе!). Наконец, предложение может быть пассивным: объект и субъект могут поменяться местами (Учителя нашей школы провели конференцию. – Конференция проведена учителями нашей школы.) Очевидно, что действие произвели учителя (не конференция же их проводила!), однако во втором случае подлежащее – конференция. Коммуникативная цель – дать информацию о ней, а не об учителях. Это главное правило определения подлежащего – оно стоит в именительном падеже.

Сделаем вывод. Подлежащее – это не всегда то, что совершает действие. Это коммуникативный центр предложения – то, о чем говорится.

Чаще всего подлежащее выражено существительным в именительном падеже. Это наиболее простой и распространенный случай. Такие предложения школьники рассматривают уже в 3 классе. Тогда же узнают и о том, как подчеркивается подлежащее, – одной чертой.

Нередко в позиции подлежащего оказывается местоимение

  • личное (Я иду в кино.);
  • неопределенное (Кто-то стучит в дверь);
  • отрицательное (Никто не пришел на субботник);
  • указательное (А тот ничего не сказал);
  • определительное (Каждый с этим согласится);
  • относительное (Ты знаешь, кто это был?);
  • вопросительное (Кто это был?).

Подлежащее нередко выражается синтаксически неделимым сочетанием (Анютины глазки уже расцвели), сочетанием количественного числительного с существительным (Две подружки болтали у окошка), инфинитивом глагола (Собирать марки – увлекательное занятие).

Связь подлежащего и сказуемого

Подлежащее и сказуемое связаны двусторонней (предикативной) связью. Это значит, что можно поставить вопрос как от подлежащего к сказуемому, так и от сказуемого к подлежащему

Главные члены должны быть согласованы в числе и, если это возможно, в роде.

Оба главных члена, если выражены именной частью речи, стоят только в именительном падеже.

Как найти подлежащее

Чтобы найти подлежащее, надо определить, о чем говорится в предложении. Но если возникают сложности, можно сначала найти сказуемое и от него поставить вопрос “Кто? Что?”.

Иногда возникают трудности при разграничении подлежащего и прямого дополнения, если они выражены существительными, у которых совпадают формы именительного и винительного падежей.

В этом случае можно догадаться по смыслу (Мать купила ткань. – ясно, что человек купил материал, а не наоборот). Если и по смыслу понять невозможно, считается, что на первом месте стоит подлежащее, а дальше к концу предложения – дополнение, как в этом примере: Мать любит дочь. – это значит, что именно мама любит дочку; мать – подлежащее.

Что мы узнали?

Подлежащее – один из главных членов предложения. Оно называет то, о чем говорится в предложении. Подлежащее может быть выражено существительным, местоимением, различными сочетаниями, инфинитивом и т.д. Подлежащее согласуется со сказуемым. В предложениях, где подлежащее трудно отличить от дополнения, подлежащее ставится на первое место.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

    
  • Сергей Ефремов

    10/10

  • Антонина Беляева

    10/10

  • Игорь Нифонтов

    10/10

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.8. Всего получено оценок: 143.

На протяжении с 1 по 11 класс изучается русский язык, затем его продолжают учить в разнообразных высших учебных заведениях, что показывает важность знания языка в нашей стране. Для того чтобы уметь логически и правильно строить предложения, легче формулировать свои мысли, необходимо знание русского языка, ведь он нужен не только при написании рефератов, диплома или сдачи Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), но и на протяжении всей жизни. С подчеркиванием членов предложения дело обстоит достаточно легко, но нужно запомнить несколько правил.

Инструкция

Для начала нужно изучить ряд членов предложения.

  1. Подлежащее и сказуемое являются главными членами. Дополнение, обстоятельство, определение - второстепенными.
  2. Подлежащее чаще всего является существительным, отвечает на вопросы - "кто?" и "что?". Форма подчеркивания - одна прямая линия.
  3. Сказуемое часто является глаголом и отвечает на вопрос "что делает?". Как оно подчеркивается, тоже нужно запомнить - двумя прямыми линиями.
  4. Дополнение отвечает на вопросы "с кем?", "с чем?", "кем?", "чем?", "кому?", "чему?", "кого?", "чего?" и т.д. Форма подчеркивания - пунктир.
  5. Определение - на вопросы "чей?", "какой?". Важно знать, как оно подчеркивается - волнистой линией.
  6. Обстоятельство отвечает на вопросы "чей?", "откуда?", "куда?", "где?", "когда?". Форма подчеркивания - точка с пунктиром.

Подлежащее и сказуемое

Части речи, являющиеся подлежащим

Подлежащее - это один из главных членов и обозначает событие, лицо, предмет, явление. Выражаться оно может разными способами:

  1. Наиболее часто используемый способ выражения - употребление именительного падежа нарицательного или собственного имени существительного.
  2. В предложении может быть и местоимением: отрицательным, неопределенным, вопросительным.
  3. При помощи относительного местоимения-подлежащего в сложноподчиненном предложении придаточная часть может присоединиться к главной. Быть подлежащим только в случае употребления в значении имени существительного могут местоимения из другого разряда: указательное, определительное.
  4. Бывает словами других самостоятельных частей речи, которые могут приобретать значение имени существительного: порядковое, собирательное или количественное числительное, прилагательное, причастие.
  5. Междометия в такой роли тоже встречаются.
  6. При инфинитиве, часто использующемся как подлежащее, не бывает определений, потому что он сохраняет в себе значение глагола. Чаще всего оно предшествует сказуемому.
  7. Такую функцию зачастую выполняют неделимые словосочетания. Существительное, указывающее на количество или количественное числительное, в роли главного слова, и существительное в родительном падеже в роли зависимого наиболее часты среди таких сочетаний. Словосочетания со значением единства, совокупности также часто употребляются в предложениях.
  8. В роли главного члена могут быть неделимые сочетания именования событий, организаций, географические названия. Также это устойчивые сочетания, представляющие терминологические понятия, крылатые выражения.

Видео

Эта видеоподборка поможет вам научиться выделять главные и второстепенные члены предложения.

Разбор предложения по членам - одна из самых неприятных тем в начальной школе. В этой статье поговорим о том, как научить ребенка правильно разбирать предложения по членам.

Как быстро научить ребенка разбирать предложение по членам

Главные члены предложения

Нам, взрослым, кажется, что все достаточно просто. Подлежащее - это имя существительное. Глагол - сказуемое. И мы искренне не понимаем, в чем сложность. 

Бывает так, что мама говорит, что занимается с ребенком, она ему подсказывает, а ребенок все равно не может найти в предложении подлежащее. Спрашиваю, как мама подсказывает. Она говорит: "Где в предложении существительное?".
Поэтому ребенок и не понимает. В предложении может быть несколько имён существительных.

Когда мы ищем подлежащее, то задаём вопрос: "О чём (или о ком) это предложение?"

И от подлежащего задаём вопрос к сказуемому.

Иногда дети сначала находят сказуемое. Как правило, его найти легче. Но это неправильно. Сначала нужно найти подлежащее.

Например, нам нужно разобрать по членам предложение Кошка спит в кресле.

Спрашиваем у ребенка, о ком говорится в этом предложении. О кошке. Задаём вопрос к слову кошка. Кто? Кошка. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Кошка что делает? Спит. Спит- это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

Как быстро научить ребенка разбирать предложение по членам

Главные члены предложения, грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое. Как в этом разобраться? 

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Почему? Потому, что без них предложения не будет. Возьмём предложение. Кошка спит в кресле.

Если мы уберем из предложения все слова, кроме подлежащего и сказуемого, то получится предложение Кошка спит. Это предложение? Да. Потому, что это это законченная мысль. Нам понятно, что речь о кошке и что она спит.

Если же мы уберем из этого предложения подлежащее и сказуемое, то получится " в кресле". Являются эти слова предложением? Нет.

Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения потому, что в них содержится основная мысль. Без них предложения не получится. Поэтому их ещё называют грамматической основой предложения. Хорошо, когда ребенок понимает все 3 формулировки и умеет с ними работать.

Как объяснить второстепенные члены предложения

Если с главными членам предложения проблем к 3 классу, как правило, не бывает, то со второстепенными членам все сложнее. 

Как быстро научить ребенка разбирать предложение по членам

Тем не менее, запомнить их не так уж и сложно. Смотрите. Определение выражено именем прилагательным или местоимением.

Дополнение отвечает на вопросы всех косвенных падежей. Т.е. на вопросы всех падежей, кроме Именительного. Если ребёнок знает падежи, то он знает и вопросы дополнения.

Таким образом, остаётся выучить только вопросы обстоятельства.

Порядок разбора предложения по членам

Разберём по членам предложение Жёлтые розы распустились в саду.

1. В предложении говорится о розах. Что? Розы. Розы- подлежащее. Подчёркиваем одной чертой.

2. Розы что сделали? Распустились. Распустились - сказуемое.Подчёркиваем двумя чертами.

Как быстро научить ребенка разбирать предложение по членам

Выписываем словосочетания.

3. Розы какие? Жёлтые. Жёлтые- это определение. Подчёркиваем волнистой линией.

4. Распустились где? В саду. В саду- это обстоятельство. Подчёркиваем точкой и пунктирной линией.

Как быстро научить ребенка разбирать предложение по членам
Как быстро научить ребенка разбирать предложение по членам

Наверное, у многие может возникнуть вопрос. Как правильно спросить: распустились (где?) в саду или распустились (в чём?) в саду?

Когда к слову можно задать два вопроса (вопрос дополнения и вопрос обстоятельства), то слово является обстоятельством. Поэтому в нашем предложении слово "в саду" - обстоятельство.

Делитесь своим мнением в комментариях,подписывайтесь на мой канал

Добавить комментарий